"По следам истории. Доля целого 2 - Демидовы". Отчет. Продолжение 2

Продолжаем разговор, как сказал Карлсон. Легкий перекус, и едем в Нижний Тагил, в музей истории техники - дом-музей Черепановых.

ЧЕРЕПАНОВЫ Ефим Алексеевич (1774-15.06.1842), Мирон Ефимович (1803-5.10.1849), русские машиностроители, отец и сын. Крепостные заводчиков Демидовых, Ефим Черепанов и его жена получили вольную в 1833, Мирон Черепанов и его жена — в 1836. В 1810-х Ефим Черепанов создал машиностроительный завод (Выйское механическое заведение), оснащенный полным комплексом металлорежущих станков, часть которых имела оригинальную конструкцию (особенно винторезные, зуборезный и продольно-строгальный). С 1822 и до конца жизни он работал гл. механиком всех нижнетагильских заводов. Мирон Черепанов вначале учился у отца, а в 1819 был назначен его помощником; после смерти отца — заменил его. Черепановы усовершенствовали оборудование доменного, железоделательного, медеплавильного, лесопильного, мукомольного и золотодобывающего производств. Наиболее интересна деятельность Черепановых по постройке паровых машин, которые они настойчиво внедряли в производство. Всего, начиная с 1820, Черепановыми было построено ок. 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л.с. В 1833-34 они создали первый в России паровоз, а в 1835 — второй (более мощный), в конструкции которых были осуществлены передовые тогда технические идеи. Чугунная рельсовая дорога была проложена от Выйского завода до Медного рудника. Однако, несмотря на успешную работу паровозов, нововведение Черепановых не было поддержано и паровозы заменили конной тягой. В таком виде дорога работала еще в н. XX в.

Часы, сконструированные Черепановым. Механизм похож на механизм часов на Невьянской башне. Часы показывали время, фазы Луны, еще много чего... делал Черепанов их 20  (!) лет, рассчитывал с их помощью получить вольную.

Модель паровоза Черепановых.

Родословное древо Черепановых.

Велосипед Артамонова.

Первый велосипед с педалями и рулем был построен в России крепостным кузнецом Артамоновым. Именно на нем первый велосипедист прикатил из Верхотурья на Урале в Москву.

Неплохая коллекция патефонов - граммофонов - магнитофонов.... MP3 -  плееров только не хватает и прочих современных гаджетов. Но им наверное еще рано в музей.

Действующая модель железной дороги.

Впечатлений для одного дня оказалось достаточно, все слегка подустали, хотелось спать - слишком рано выехали.... Двинулись к гостинице. Найденная совершенно случайно, гостиница "Лесная" располагается недалеко от Николо-Павловского. Навигаторы отказались прокладывать маршрут, им такая гостиница неизвестна, пришлось ехать по весьма туманным для нас (вполне вероятно, что точным и понятным для местных жителей) указаниям администратора гостиницы. Указатель на Лесную на трассе, действительно, был. Повернули. Едем. Справа - заброшенные дома, какие-то мрачненькие развалины.... Посыпались предложения сходить проверить, нет ли там обрыва с трейлерами и фурами....


Мощеная булыжником дорога уводила нас в сторону от трассы, но на поворотах стояли указатели на Лесную. Потом булыжниковая дорога ушла прямо, а нам - направо. Так и не узнали, куда же ведут эти булыжники.... Еще пара поворотов, и перед нами шлагбаум. Уфф, приехали. Не заблудились.

Продолжение будет.

You are here:   Главная

Быстрый переход

Статистика

Счетчики

статистика

Rambler's Top100