Начатый осенью прошлого года тест четырнадцати моделей гидроизолирующей одежды завершен. Время осмысливать результаты.
Водные преграды хорошо преодолевать по ровному, но твердому дну, летом и на юге (но дальше тропика Козерога ни ногой). Но то в идеале. В реальности все происходит с точностью до наоборот: вода оказывается ледяной, дно – коряжистым, а время года – поздней осенью, зимой и «задолго до майских». Причем, из всех «согревающих» средств – в лучшем случае рыбацкие сапоги и фляжка в кармане, а в худшем – лебедочный трос и мокрая телогрейка. А между тем, наши ищущие офф-роуд приключений души жаждут надеть на измученные «найденным» тела хоть что-нибудь водонепроницаемое…
Cкажу сразу: полностью изолировать свою кожу от контакта с холодной водой можно лишь одним способом – остаться на берегу. Все другие варианты гарантируют лишь разные степени защиты. Мы решили остановиться на моделях, позволяющих заходить в воду по грудь. Снаряжение для испытаний выбиралось среди: дайверских гидрокостюмов, рыбацких забродных штанов (вейдерсов) и специ-альных комбинезонов военного образца. Но, будучи не в силах объять необъятное, мы решили тестировать образцы, способные дать представление как о самих себе, так и о других аналогичных им вещах.
Модели гидроизоляционного «штурманского» снаряжения, участвовавшие в нашем тесте
«Сухой» гидрокостюм «Садко». Резина, Россия, 1,9+1,5 кг*, 500–7000 руб. |
«Мокрый» гидрокостюм Camaro. Неопрен, Австрия, 2,25 кг, 250 евро |
«Сухой» гидрокостюм Northern Diver . Кордура, Швеция, 5,3 кг, 1400 евро |
Забродный комбинезон «Назия». ПВХ, Россия, 3,45 кг, 900 руб. |
Забродный комбинезон «Рокс». ПВХ, Россия, 3,3 кг, 900 руб. |
Десантный гидрокостюм ГКД-1. Армированная резина, Россия, 2,65+2,55 кг*, 1700 руб. |
Забродный комбинезон « Вездеход». ПВХ, Россия, 2,9 кг, 700 руб. |
Забродный комбинезон Simms. Мембранная ткань, США, 1,1 кг**,15 000 руб. |
Забродный комбинезон Ron Thomson. Мембранная ткань, Дания, 2,5 кг, 4900 руб. |
Забродный комбинезон Kola Salmon. Мембранная ткань, Китай, 1,1 кг**, 4500 руб. |
Химзащитный комплект Л-1. Армированная резина, Россия, 1,7+1,0 кг*, 700 руб. |
Забродный комбинезон DAM. Нейлон, Китай, 2,4 кг, 1900 руб. |
Забродный комбинезон «Риза». Нейлон, Россия, 2,15 кг, 1200 руб. |
Плавучий комбинезон ВМСК. Резина, искусственный шелк, Россия, 4,25 кг, 7000 руб. |
За предоставленные костюмы благодарим компании: JWR (495)168-39-41 (Ron Thomson); ЛПО « Вездеход» (495) 786-49-79 (« Вездеход»); ИП «Кульбицкий»(495) 963-82-85 («Назия», «Риза», «Рокс»); Kola-Salmon ; М-н «Рыболов» (495) 247-32-80 (Simms); «Камуфляж и снаряжение» (495) 670-69-96 (военная амуниция); а также компанию «Человек Амфибия» (495) 656-56-82i> |
* штаны и куртка; ** без обуви
Штурман и «дайверы» Ну а самый бюджетный вариант приобретения гидрокостюма – подобрать что-нибудь из отечественного. Например, на складе подводной амуниции или в кладовке дайв-клуба довольно-таки реально отыскать костюм «Садко». Это не что иное, как простейший резиновый «чехол», изнутри оклеенный тонким трикотажем. Выглядит несколько не-обычно, но вполне рабочая вещь – по крайней мере, в таких ныряли еще наши деды… Штурман и «рыбаки» Несколько дороже комбинезоны из прорезиненного нейлона. Для сравнения мы выбрали российскую «Ризу» и китайский DAM. Ну а самые дорогие и высокотехнологичные вейдерсы делают из мембранных тканей, не пропускающих воду внутрь и одновременно отводящих влагу и тепло наружу. Разброс цен в этой группе наиболее велик – в продаже нам встретились модели ценой от 3500 до 24 000 рублей.Мы выбрали комбинезоны разных уровней: из дорогого сегмента – американский Simms, а из бюджетного – датский Ron Thomson и китайский Kola Salmon. В продаже также встречаются штаны из неопрена. Они очень хорошо сохраняют тепло и предназначены для длительного нахождения (стояния) в ледяной воде. Одна проблема – ходить, а тем более бегать в неопреновых костюмах не слишком сподручно. В общем, поскольку эти комбинезоны сильно сковывают движения, в «штурманскую коллекцию» их решено было не включать. Штурман и «военные» Как штурман в воде Гидрокостюм «Садко» тоже можно использовать «в режиме вейдерсов». Благодаря очень высокой поясной манжете и штатному резиновому поясу, способному фиксировать раскатанную манжету на груди, он будет обеспечивать гидроизоляцию до подмышек. Причем, даже при случайном «погружении» вероятность залива внутрь сведена к минимуму. Кстати, ни одна из веревочных утяжек такой плотности не обеспечивает, и оснащенные ими штаны черпают воду за милую душу. Черпать-то черпают, но все-таки не в такой степени, как полностью открытые Л-1, штаны от ГКД и Ron Thomson. Правда, в последнем случае ситуацию спасает поясной ремень. Между прочим, по устройству самого ремня безоговорочно лучший – именно Ron Thomson: пояс крепится на липучке и всегда остается на месте. А вот ремни моделей-конкурентов, напротив, не имели прочного крепления к брюкам и в ходе тестов постоянно терялись. Более того, узкие лямки для ремня на комбинезоне DAM оказались просто неэффективны и неудобны. А теперь буквально пару слов о «гидродинамическом сопротивлении» тестируемых моделей. Как мы и предполагали, наименьшее сопротивление движению тела в плотной жидкостной среде оказывалось в том случае, если это самое тело было одето в гидрокостюмы (особенно преуспел плотно облегающий «мокрый»). При этом «Садко» чуть более гидродинамичен, чем кордуровый Northern Diver. А дальше произошло неожиданное – одновременно со снижением уровня воды, четвертое место ГКД плавно переросло в… первое. Нет, правда, благодаря веслам-карманам, на глубинах «от колена до пояса» по легкости перемещения равных этому костюму нет! Так вот она, скрытая сила секретных военных технологий...
Сухой штурман, сделанный своими руками
Что можно сделать, когда срочно понадобились непромокаемые штаны, но купить их негде? Мы решили поэкспериментировать. Первая мысль – пропитать обычные джинсы специальной водостойкой пропиткой и примотать их скотчем к резиновым сапогам. Увы, хорошо это было только в теории. В броде джинсы стали почти сразу протекать: пропитка рассчитана на защиту ткани от дождя, а не на погружение ее в воду. Идея номер два – «соорудить» комбинезон из полиэтиленовой пленки для парников. Для этого требуются навыки кройки и работы с паяльником. Самое сложное – сварить две половинки штанов между собой, обеспечив полную герметичность. У нас это получилось далеко не с первой попытки. Также непросто оказалось обеспечить герметичность соединения штанины и резинового сапога (образующиеся складки не дают плотно стянуть их скотчем между собой). В общей сложности на изготовление одной пары у нас ушло около четырех часов. Но увы, в итоге они были потрачены зря. Сварные швы на полиэтилене оказались настолько непрочными, что при активном движении в таком комбинезоне они довольно быстро начали расползаться. Гораздо более эффективным получился «гидрокостюм», сделанный из другого вида полиэтилена – пищевой пленки. В данном случае варить ничего не требовалось. Достаточно было просто плотно обмотать ею человека (см. верхнее фото). Главное условие сухости – широкое перекрытие витков друг другом и не менее трех слоев на каждом участке. Кстати, при желании таким образом можно гидроизолировать человека вплоть до полного погружения. Что приятно – пищевая пленка не сильно стесняет движения, а одного рулона гарантированно хватит на весь... экипаж. В общем, с учетом того, что сейчас ее можно купить почти в любом сельмаге, в качестве «пожарного» это средство было признано наилучшим...
Штурман выходит на сушу И вот еще какой момент... К моему огромному удивлению, нейлоновый DAM ограничивает свободу ног едва ли не больше, чем жесткиештаныдесантного комплекта. В этом комбинезоне просто поднять на полуметровую высоту согнутую в колене ногу – работа нелегкая. Сначала мы грешили на слишком короткуюштанину. Но замер показал, что попавший под подозрение комбинезон – далеко не самый коротконогий. Причина, по-видимому, в особенностях кроя, жесткости ткани и, опять же, в уплотнении на коленях. А что же «дайверы»? На суше в гидрокостюмах нестерпимо жарко. По крайней мере, на порядок жарче, чем в рыбацких комбинезонах. К примеру, при уличной температуре +17°С даже модели из ПВХ позволили ходить по лесу в быстром темпе более двух часов (пусть и с ощущением дискомфорта в нижней половине тела). Тогда как в любом из гидрокостюмов двадцатиминутная прогулка превращалась в настоящую пытку. Разве что в намокшей триламинатной «шкуре» (пока она не просохла) было чуть прохладнее. Правда, при недостатке одежды под «чехлом» может наступить момент, когда «все еще душно», но «уже холодно». Очень неприятное, надо сказать, чувство. Плюс (а, точнее, минус) к этому – «сухие» гидрокостюмы не сильно, но все-таки сковывают движения. Но все это, как говорится, еще «цветочки» – «мокрая гидра» для сухопутного перемещения вообще непригодна… Пока она не намокла, еще можно найти достаточно комфортный для носки температурный промежуток. Но стоит пройти сквозь воду, как начинаешь замерзать. Происходит активное испарение и отведение тепла от тела. Как следствие, «гулять» в промокшей до нитки «гидре» холодно даже при 20 градусах тепла! Штурман за рулем Время одевать штурмана Нижняя часть Л-1 и ГКД надевается достаточно быстро (даже не нужно снимать обувь). Но при этом у первого надо застегнуть ремешки на штанинах, а у второго – утянуть ленту на щиколотке. Так что в среднем уходят те же минута-полторы. А вот снимать с себя ГКД не в пример сложнее. Еще больше проблем доставляет верхняя часть костюмов. Холодное время года имеет свои особенности. Дело в том, что непромокаемые ткани сами по себе практически не греют и требуют толстой «поддевки». Для теста мы выбрали самый демократичный вариант: ватныештаны и телогрейку. И тут задача усложнилась… Так, у Л-1 с трудом застегнулись утяжки «ноги», у «Вездехода» и Ron Thomson «проявились» узкие голенища, у «Назии» они оказались слишком длинные. Kola Salmon продемонстрировал «узкобедрость», а в «Садко» куртка едва налезла на телогрейку. Но хуже всего шел процесс надевания DAM: эти вейдерсы жали везде. И еще один забавный факт: выяснилось, что диаметр левой и правой штанин всех российских вейдерсов… неодинаков. Штурман и аккуратность Занятие не для штурмана Как и ожидалось, наиболее прочным оказался кордуровый гидрокостюм, обошедший ближайших «преследователей» почти в два раза: 118 кгс! Так что дай-веры платят денежки не зря - на глубине любой прокол может окончиться трагично. А вот вторым материалом по прочности совершенно неожиданно оказался... мягкий и рыхлый неопрен! К общему удивлению, «мокрая гидра» выдержала 62 кгс! Этот результат радует еще и тем, что подтверждает высокую прочность сходных по материалу носков. «Бронзовый призер» тоже оказался неожиданным: тонкий и легкий Л-1 выдержал 50 кгс, уверенно обогнав показавших близкие результаты штаны из ПВХ, ВМСК и ГКД. А также почти подобравшуюся к ним мембрану Kola Salmon. Два других мембранных комбинезона и отечественный гидрокостюм «Садко» продемонстрировали одинаковые и, прямо скажем, относительно невысокие результаты. Наименее стойким оказался нейлон. Причем, его отечественный вариант немного уступил варианту китайскому. Впрочем, по словам сотрудников лаборатории, даже эти ткани можно считать достаточно прочными для своего назначения.
А еще нас очень интересовал вопрос - насколько хорошо мембранные вейдерсы «дышат»? Ответ на него мы получили на той же кафедре. Но первый же тест нас озадачил. Оказалось, что ни один из трех комбинезонов «дышать», в сущности, не умеет. То есть ткань не проводит воздух. Другое дело - отвод пара. Тут мембраны действительно работают. Лучший результат оказался у Simms. Kola Salmon и Ron Thomson проводят пар чуть хуже. Надо лишь отметить, что паро-проводимость, как и прочность мембранных вейдерсов, мы замеряли в верхней, наиболее тонкой части комбинезона. Дело в том, что для увеличения прочности нижняя часть штанин у них выполнена иначе. У Ron Thomson от колен и до сапог все сделано из более толстого мембранного материала, а у Kola Salmon и Simms есть вставка в передней части штанины.
Елена ДЕМОКРАТОВА
к.т.н., преподаватель кафедры текстильного материаловедения МПУим. А.Н.Косыгина Мембраны не вполне адекватны Все представленные образцы обладают относительной паро-проницаемостью и в целом удовлетворяют назначению. Паро-проницаемость Simms несколько выше, и он обеспечивает лучшую комфортность. Но с учетом нулевой воздухопроницаемости можно говорить о том, что все эти материалы выводят влагу только за счет сорбции-десорбции, и прохождение через них продуктов кожного обмена затруднено. Из-за этого в гигиеническом отношении они неполностью адекватны костюмным тканям. Поэтому ношение комбинезона в течение долгого времени, особенно при жаркой погоде, связано с риском ухудшения процессов кожного обмена веществ. Для снижения этого риска можно рекомендовать нетуго затягивать ремни и по возможности на какое-то время снимать комбинезон. Штурман и обувь И у сапог, и у ботинок есть свои плюсы. Так, ноги в плотно зашнурованных ботинках лучше, чем в сапогах, чувствуют рельеф и увереннее несут тело через «буераки». Однако через несколько часов ходьбы, даже в нежаркую погоду, стопы начинают ощутимо «преть». Сапоги проветриваются лучше. Но при этом они свободнее сидят на ноге со всеми вытекающими последствиями. Специальное «ноу-хау» рыбаков - войлочная подошва - показалась нам занятной вещицей. Ее придумали для того, чтобы ходить по гладким скользким камням горных рек. Надо сказать, на чистом мокром камне она действительно держит лучше резинового протектора. К нашему удивлению, войлок оказался отличным вариантом для мокрых бревен. Тут он работает просто великолепно. Правда, только после хождения по песку. Набрав песчинок, подошва превращается в подобие наждачной бумаги. Зато в глине меж войлочных волокон набивается грунт, и подошва становится очень скользкой. Что делать штурману? Если же вы планируете носить гидрозащиту на бездорожье лишь эпизодически, то имеет смысл приобрести комбинезон попроще. Лучшим вариантом по соотношению удобства, прочности и всепогодно-сти мы могли бы признать химза-щиту Л-1. Если бы не ряд существенных минусов: невысокая «ватерлиния», возможные протечки в швах при долгом хранении на складе и сложность с приобретением. Впрочем, выбирать все равно лучше среди отечественных изделий (комфорт китайского нейлонового DAM совершенно не соответствует его цене). В большинстве случаев меньший вес и большая гибкость нейлоновой «Ризы» предпочтительнее отменной прочности костюмов из ПВХ. Правда, последние оказываются в победителях, когда предстоит преодолевать колючие заросли или карабкаться по камням. Свою роль может сыграть и разная «фигура» комбинезонов. ГКД и «Садко» в целом чуть менее удобны, но при этом обладают замечательной возможностью полностью «задраиться». А потому их лучше всего рекомендовать на соревнованиях с глубокими бродами и гонках по торфяным выработкам. Для той же цели отлично подойдут «сухие» гидрокостюмы, но в теплую погоду они будут менее универсальны. Немного меньше подходит для офф-роуда и ВМСК. А вот гидрокостюм «мокрого» типа может пригодиться совсем уж в редких случаях.
Главное, чтобы «костюмчик» сидел...
Подбор индивидуального снаряжения - штука сложная, в чем мы убедились непосредственно «на собственных шкурах». Начать хотя бы с определения размерности. Например, производители забродных комбинезонов «пляшут» от размера ноги. Так повелось исторически: вей-дерсы «выросли» из обычных болотных сапог. Но если одни производители указывают размер как он есть, то другие заранее учитывают запас на толстую войлочную стельку и шерстяной носок - а именно так и надо носить вейдерсы. Некоторые, например, «Назия», «перестраховываются» аж на два размера. Кстати, многие импортные производители выпускают не всю линейку размеров, а, в буквальном смысле, через один. И поступают так не только в том случае, если штанина оканчивается неопреновым носком, но и с сапогами. В общем, без примерки забродный комбинезон покупать нельзя. Тем более, что у каждой марки свои представления о полноте ноги, пропорциях фигуры и комплекции потенциального покупателя. Поэтому нет ничего удивительного в том, что заранее приглянувшаяся модель кому-то не подойдет из-за особенностей покроя. Но здесь нет ничего страшного: «забродный» рынок настолько обширен, что всегда можно найти что-то похожее у конкурентов, да и в ассортименте крупных фирм часто бывает не по одной модели. Кстати, некоторые российские производители предлагают также индивидуальный «пошив» (всего за две цены от массового продукта). У военной экипировки -другие тонкости. Так, например, офицерская химзащита Л-1 выпускается всего в трех размерах, различающихся и по величине бахил, и по габаритам всего остального. Нижняя часть ГКД четко соответствует размерам форменной солдатской обуви, которую, в идеале, и требуется вставлять внутрь. Остальное -по размеру одежды. ВМСК шьют, исходя из размера и роста одежды. При этом латексную горловину этого комбинезона требуется подрезать по обозначенной метке в соответствии с размером ворота. «Мокрые» дайверские костюмы подразделяют по размерам как обычную одежду. А вот «сухие» большинство фирм выпускает в 36 -ти стандартных типоразмерах - 18 мужских и 18 женских. Правда, у многих производителей эти стандарты несколько не совпадают, что, соответственно, расширяет диапазон для покупателя. Плюс к этому, многие зарубежные фирмы также готовы сшить гидрокостюм на заказ.
|
текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото: Ирина КОРОЛЕВА
Александр ДАВИДЮК
http://www.off-road-drive.ru/archive/19/SHturmanskaya_kollekciya
Комментарии
Порекомендуйте пожалуйста гидрокостюм для подводной охоты в наших, Российских водоемах средней полосы, т.е. в достаточно прохладной воде, скажем в Подмосковных озерах и реках.
Стою перед выбором сейчас
Такой костюм в принципе подойдет
http://www.funwind.ru/2010/10/blog-post_162.html
Производство Германия ( редкость),цена приемлемая более чем
Нет клапана.Костюм триламинат позиционируют как мультиспортивны й.
Какую термоизоляцию выбрать ?
Подойдет ли в принципе ?
RSS лента комментариев этой записи.