Внедорожная экспедиция "Автокараван по Великому Шелковому пути"

ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ!
СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ ТАКАЯ ДОРОГА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ГДЕ ОНА ПРОХОДИЛА?
ИЛИ ЖЕ БЫЛО НЕСКОЛЬКО РАВНОЗНАЧНЫХ ПУТЕЙ?
А, МОЖЕТ БЫТЬ, "ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ" - ПОНЯТИЕ СОБИРАТЕЛЬНОЕ,
СИМВОЛИЗИРУЮЩЕЕ ИЗВЕЧНЫЙ ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС ВОСТОКА И ЗАПАДА?

Дороги... Дороги, объединяющие судьбы, культуры, цивилизации. Чья стопа впервые оставила свой отпечаток на тех безымянных караванных тропах, которые потом влились в бурное русло "Великого шелкового пути"?
Да, наверное, изначально это была едва приметная тропа до соседней юрты. Но с усовершенствованием торгового мастерства эта тропа приобрела особую миротворческую миссию.
Именно такой миротворческий смысл, в древности сближающий страны и людей посредством торговых отношений, заключал в себе всемирно знаменитый торговый путь, вошедший в анналы истории как "Великий шелковый путь".

Великий Шёлковый путь рождает в воображении каждого из нас наполненные экзотическими товарами караваны, которые, минуя знойные пустыни и горные кручи, подвергаясь опасностям в течение нескольких месяцев упорно продвигались из загадочных стран Юго-Восточной Азии к цветущим и богатым городам Ближнего и Среднего Востока, Средиземноморья и дальше в Европу. Шли караваны и в обратном направлении.
На тех же самых дорогах можно было встретить группы странников, посольские миссии, проповедников, лицедеев. Периодически по проторенным мирными купцами дорогам проносились боевые колесницы, в пешем и конном порядке продвигались армии очередных завоевателей.

Уходили с исторической арены целые народы, гибли города, заносились песком старые караванные тропы. Но на бескрайних пустынных и степных просторах южной части евразийского континента появлялись новые торговые пути. Бесперебойно функционировал южный морской путь по прибрежным морям Индийского и Тихого океанов.
Великий Шёлковый путь в исторической и географической реальности воплощался системой караванных дорог из Западной и Восточной Европы через степной коридор северного Причерноморья, равнины Северного Кавказа, долины рек Закавказья, по северному и южному побережью Каспийского моря, через оазисы пустынь Центральной Азии и далее в Индию, а через Тибет и Гималаи - в Юго-Восточную Азию.
От общего направления Запад - Восток торговые пути древности имели важные ответвления на Юг - в Аравию, Византию, Северную Африку и на Север - вдоль Волги и Днепра в Скандинавию.

Торговые контакты в южной части Азии имеют свою предысторию, уходящую в древнейшие исторические пласты к 3-2 тысячелетиям до н.э.,к взаимоотношениям цивилизаций Египта, Междуречья (современные Ирак и Иран), Индии, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники, обнаруженные за тысячи километров от места их производства. Так, существовал древний "нефритовый путь" и "лазуритовый путь", последний был связан с добычей лазурита в горах Бадахшана и доставкой его ко дворам правителей на Ближнем и Среднем Востоке.

Во 2 тысячелетии до н.э. оживленные контакты существовали между родственными ираноязычными племенами, которые активно осваивая новые земли, переходили к оседлой жизни, привнося в новую среду свои верования, обычаи, промыслы. Имеются свидетельства, что такие отношения существовали и между ираноязычными и скифо-сарматскими кочевыми племенами, которые в I тысячелетии проживали в громадном "скифском степном коридоре" от Сибири до южнорусских степей и западного Причерноморья.
Письменные источники периода античности ( 5-6 в.до н.э.) свидетельствуют о торговых поездках древних греков и римлян в Среднюю Азию. Сохранились интинерарии - дорожники, в которые заносились описания путей, дорожных станций (стафмы), указывались расстояния между населенными пунктами. В этих "путеводителях" упоминаются престижные "царские дороги" и не менее значимые местные маршруты, ведущие от городов греко-римского мира к отдаленным восточным народам.
За сто лет до рождения Христа китайский путешественник и дипломат Чжань Цянь отправился с тайной миссией в отдаленные западные земли в поисках союзников против гуннов. Ему не удалось выполнить задание, но собранные им обширные сведения о неизвестных в ту пору богатых царствах в Фергане, Самарканде и Бухаре положили начало встречному движению торговли с Востока на Запад.

Европу и Ближний Восток поразило изящество и богатый выбор невиданного там товара - китайского шелка. Лишь через несколько веков строго сохраняемая монополия Китая на технологию изготовления шелка была нарушена путем вывоза "контрабандной" партии личинок шелкопряда.
С XY века интенсивность транзитной торговли на Великом шелковом пути постепенно смещается на южные морские трассы.

История хранит имена многих пытливых путешественников, бесстрашных купцов и грозных завоевателей, прошедших в древности по трудным и опасным дорогам между Европой и Азией. В ХIII веке Марко Поло первым совершил с торговыми целями "сквозное" путешествие из Венеции в Китай. Через 17 лет он возвратился на родину вдоль побережья Юго-Восточной Азии, Индии, Цейлона. Марко Поло привёз европейцам не только географические сведения о Востоке, он рассказал об одежде, пище, обычаях, законах, государственном устройстве, растительном и животном мире этих дальних стран. Широко известно грандиозное "Хождение за три моря" в Индию тверского купца Афанасия Никитина.

Средневековая цивилизация обязана "Великому шелковому пути" не только знаниями об изготовлении шелка, но и распространением основополагающих технологий производства бумаги, фарфора, стекла, книгопечатания. Ещё большее значение имело влияние восточной философии на развитие европейского естествознания.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СУПЕР КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ТРАССЫ ДРЕВНОСТИ
Чем же интересна для нас эта древняя торговая трасса? Прежде всего, тем, что через обмен материальными и духовными ценностями она в течение двадцати веков связывала своеобразные и неповторимые цивилизации Востока и Запада.
Глобальные тенденции современной цивилизации характеризуются мощным движением стран и народов к интеграции. И даже распад некоторых искусственных наднациональных образований, в основе которого борьба за равноправие и суверенитет, приводит в дальнейшем к сближению и взаимному сотрудничеству.
Сохранение и обогащение культурной самобытности народов является и основой, и результатом общемирового прогресса.
В мире укрепляется понимание того, что основы этого прогресса заложены не в Европе, не в Средиземноморье и не на азиатском континенте - они создавались усилиями всего человечества.
Опыт прошлого позволяет лучше понять друг друга, ощутить преемственность развития цивилизации, непреходящую связь времен и судеб народов. Великий Шёлковый путь, таким образом, выступает как одна из древнейших интеграционных моделей развития человеческого сообщества.
ХХIY сессия Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО по инициативе десяти стран, включая Советский Союз, приняла резолюцию об организации и осуществлении крупномасштабного гуманитарного проекта "ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ - ПУТЬ ДИАЛОГА".

Это придало новый импульс в развитии культурного диалога между странами и народами, принадлежащими к различным культурам и общественно-экономическим системам, исповедующим разные религии. Одновременно с организацией научных исторических, археологических и экологических исследований в проекте ЮНЕСКО уделено большое внимание развитию торговли, культурно-туристическому освоению современных трасс древних караванных путей: строительство отелей, создание фольклорно-этнографических центров, музеев, возрождение народных промыслов и ремесел, сотрудничества молодежных организаций, издательско-просветительской деятельности.
В рамках проекта было проведено несколько больших комфортабельных экспедиций с интернациональным составом участников( учёные и представители общественности) по ключевым городам маршрутов Великого шёлкового пути: "МОРСКАЯ" - из Венеции (Италия) в ОСАКА (Япония) по Средиземному и южно-азиатским морям; "ПУСТЫННАЯ" по территории Китая; "СТЕПНАЯ": Одесса-Баку и Ашхабад-Алма-Ата.
В общем контексте восстановления исторических традиций древних торговых путей ЮНЕСКО организовало морскую экспедицию "ПУТЬ КОЛУМБА. 500 лет открытия Америки".
---------
ЮНЕСКО утвердило также маршрут практически не известного в современной Европе Великого торгового пути "ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ" (Скандинавия - Древняя Русь - Византия). В IХ - XI веках он связывал весь Балтийский регион, многочисленные земли Древней Руси со Средиземноморьем. Название этого торгового пути впервые упоминается в древнейшей русской летописи "Повести временных лет" (XII в.).
---------
Великий "Шёлковый путь" во всех его древних проявлениях возродился сегодня к новой жизни и вновь появился на карте мира. Молодое энергичное поколение начала 3-го тысячелетия, развивая традиции своих далеких предков, активно осваивает огромный потенциал международного общения.
32 евроазиатских государства, среди которых Россия, Япония, Южная Корея, Китай, Индия уже подписали соглашение о строительстве Транс азиатской дороги протяженностью более 14 тыс.км. Она свяжет страны бассейнов Атлантического и Тихого океанов.
По данным Всемирной Торговой Организации и ЮНЕСКО, Великий шелковый путь к 2020 г. превратится в самый привлекательный маршрут для туристов, способный принять на свои просторы треть всех путешественников мира.

Быстрый переход

Статистика

Счетчики

статистика

Rambler's Top100