Чуйский тракт. Материалы музея Чуйского тракта

тип Алтайца,фото 1900г.Первые сведения о дороге относятся к 1788 г., когда русские торговые люди возили свои товары в Монголию и Китай по тропе, существовавшей еще со времен Тамерлана. 
Проходившие века оставляли на этой трассе отметины, ставшие археологическими, историческими памятниками, по которым можно судить об экономических и культурных связях европейских и азиатских народов.

Наиболее опасными участками были переправы через бурные горные реки. Позже, в конце 19 века, вьючная тропа была усовершенствована, превратип Алтайца,фото 1900г.тилась в колесной тракт.
Настоящую же революцию в торговых отношениях между Россией и Монголией произвело строительство мостов в местах наиболее опасных переправ. Первый мост был построен в 1922г.через р.Чуя около села Кош-Агач. Потом появились другие. Чуйский тракт славен своими мостами, что ни мост, то история. Но по уникальности все остальные превосходит , пожалуй, подвесной мост через р.Катунь у с. Иня. Мост этот спроектирован инженером С.А.Цаплиным, выпускником Ленинградского института инженеров путей сообщения.
Долина р.Катуни вблизи впадения р.Аргута,фото 1900г.

Стремителен в своем беге, красив и суров Чуйский тракт. Много славных имен связано с ним. Это и знаменитые путешественники -Чихачев, Потанин, Сапожников, и известные всему миру ученые -ботаник Крылов, геолог Обручев, Николай и Елена Рерих. С Чуйским трактом неразрывно связаны имена В.Я Шишкова и В.М.Шукшина.

 

Исторические версты Чуйского тракта


1788 г
. -первые сведения о Чуйском тракте в письменных источниках. В начале 40-х годов Х1Хвека - русские торговцы впервые достигли урочища Кош-Агач. В 50-60 годы века - у р.Бураты начинает действовать ярмарка.
60-е годы XIX века - делается участок дороги от Бийска до Алтайска и дальше до Шабалино на средства, выделенные купечеством.
1869 г.
- генерал-губернатор Западной Сибири Казанков представил министру финансов записку, в которой обосновал необходимость устройства колесной дороги вместо вьючной.
1877 г.
- перестраивается участок от Шебалино до Онгудая.
1879 - 80 гг.
- Онгудай - Хабаровка. От Хабаровки до монгольской границы путь был исключительно вьючный.
1885 г.
- первые изыскательские работы на Чуйском тракте ведут инженеры М.А.Брещинский и техник А.И.Александров.
1892 г.
- исследование на Чуйском тракте провел техник Н.Ивачев.
1900 г.
- по непосредственному ходатайству князя Вяземского в Горный Алтай направлены исправник С.П.Лучшев и инженер И.И.Биль. Они составили смету о расчете ширины дороги в бомах 3,5 аршин, а в остальных мастах 5 аршин. Дорогу на подрядных условиях строили крестьяне близлежащих сел.
5 мая 1901 г.
- начались работы по устройству колесной дороги сразу на перевале Чике-Таман, поскольку до него колесная дорога уже существовала.
16 июня1901 г.
-под руководством поручика Федорова прибыла партия в Бийск, а затем в Хабаровку для проведения^ взрывных работ на болотах.
1903 г.
- колесная дорога была проложена на всем протяжении Чуйского тракта. Существовали 3 паромные переправы.
1913 -1914 г.
- изыскательские работы на Чуйском тракте под руководством техника В.Я.Шишкова, который предложил правобережный Катунский вариант.
Май 1922 г.
-Чуйский тракт объявлен дорогой государственного значения.
1922 г.
- строится первый мост на Чуйском тракте у с. Усть- Сема, автор и руководитель А.И. Труевцев.
Май 1935 г.
-деревянный мост через Бию в г. Бийске по проекту инженера
А. Кнушевицкого.
Ноябрь 1935 г.
-деревянный мост через р. Ишу построен по проекту и под руководством А.И. Труевцева.
1936 г.
-первый в мире двухкабельный висячий мост через р. Катунь, спроектирован инженером С.А.Цаплиным. Существует ныне как памятник мостостроения.
1956 - 1957 г.
- проведены работы по капитальному ремонту участка дороги
Усть- Сема- Шебалино, с устройством черного покрытия.
1958 г.
- начаты работы по капитальному ремонту участка Бийск- Майма.
1959 г.
-первый железобетонный мост на Чуйском тракте через р. Катунь в
с. Усть- Сема. Главный инженер Тырышкин.
1959 г.
- железобетонный мост через р. Иша.
1961 г.
- Чуйский тракт входит составной частью в автомагистраль
Новосибирск-Бийск-Ташанта.
1964 г.
- железобетонный мост через р. Бия.
С 1965 г. - перестроен ряд тяжелых и опасных участков дороги, в том числе перевалы Семинский и Чике-Таман.
1970 г.
- железобетонный мост через р. Иня.
1995 г.
- через реку Бия обводной мостопереход.
Главный инженер проекта М.В.Лилова.

Хронология строительства мостов

1935 г.март - построен деревянный мост через р. Катунь у с. Усть - Сема. Автор и руководитель строительства А.И.Труевцев.
1935 г.май
- деревянный мост через р. Бия в г. Бийске, по проекту инженера А.Кнериевицкого.
1935 г.ноябрь
- деревянный мост через р. Иша, по проекту и под руководством Л.И.Труевцева.
1936 г.
- первый в мире двухканатный висячий мост через р. Катунь. Спроектирован инженером С.А.Цаплиным. Памятник мостопостроения сталинской эпохи.
1959 г.
- первый железобетонный мост на Чуйском тракте через р. Катунь
в Усть-Семе. Главный инженер Тырышкин.
1959 г.
- ж/б мост через р. Иша.
1964 г.
- ж/б мост через р.Бия, г.Бийск
1970 г.сентябрь
- ж/б мост через р.Катунь у с.Иня.
1995 г.
- мостопереход через р.Бия, г.Бийск.

You are here:   Главная Статьи Чуйский тракт. Материалы музея Чуйского тракта

Быстрый переход

Статистика

Счетчики

статистика

Rambler's Top100