Путешествие по колымской трассе 2008

Первоисточник

Идея путешествия зрела давно. В 2004 году я пассажиром проехал от Магадана по тенькинской трассе, а вернулся по основной колымской трассе. Я был чрезвычайно впечатлен поездкой, фотографий сделал мало, и загорелся идеей повторить путешествие на своей машине.
Жена отнеслась к идее с прохладцей, заявив, что не видит удовольствие в несколькодневной тряске под пылевой завесой. Но участвовать согласилась. Ввиду несогласия с названием маршрута "золотое кольцо" было придумано название "золотая петля". Золотое кольцо находится в европейской России, и золотым является номинально. Маршрут по колымской трассе вне всякого сомнения золотой, но вот никаких сомнительных аналогий не хотелось.

Подготовка машины свелась к покупке моторного масла, охладителя, комплекта ремней для навесного оборудования, набора для ремонта колес в полевых условиях, а также к регулировке развала-схождения колес. Несмотря на вроде бы простой и непродолжительный маршрут, нельзя относиться с поездкам по колымской трассе легкомысленно. Тут есть своя специфика, и последствия небрежности могут быть летальные. Карта маршрута:


Про колымскую трассу можно прочитать тут: http://www.kolyma.ru/magadan/transport/trassa_kolyma.shtml
Про тенькинскую тут: http://www.kolyma.ru/magadan/transport/tenka.shtml

Заправился утром наливом, наполнил резервную канистру.
После поворота на тенькинскую трассу собственно и началось то, зачем мы поехали: виды, воздух и только одним путешественникам знакомое чувство упоения движением.
Тенькинская трасса на протяжении первых 50 км. от поворота (с основной трассы) весьма живописна:




Сразу после моста через реку Нелканджу, пришлось ехать по короткому (метров 300) но очень грязному участку. Ехал медленно, но таки попал передним колесом в скрытую яму, капот машины и лобовое стекло оказались покрыты толстым слоем грязи. Лобовое стекло отмыл, капот решил не трогать, благо был в грязи свой колорит. Так и ехал до основной трассы:


Серия видов вдоль дороги:






Перевал Гусакова. Вот вид с его макушки:


По пути заехали в поселок Мадаун, где купили эмэмденсин, чем окончательно придали лоска путешествию.

Ну естественно, популярны в народе вид, который нельзя не запечатлеть:




Окружающий ландшафт восхищал, забирая на себя изрядную долю внимания, предназначенного дороге:


Проехали долину смерти. Называется она так потому, что якобы там однажды замерз этап заключенных вместе с конвоирами. Долина сильно продувается, если морозно, то редкая одежда спасет. Говорят что водители, решившие поискать грибочков, периодически находят в кустах человеческие кости. Там на сопке, "чуть выше облака и несколько ниже орла" занятное ростелекомовское гнездо:



Очень хочется когда-нибудь туда заехать, наверняка вид оттуда роскошный, а подъем даст столько адреналина, что любой наркоман позавидует. Правда может оказаться, что дорога эта проходима исключительно на бульдозере.


Проехали Усть-омчуг. Увидев поворот на Бутугычаг во мне проснулись демоны, и я решил показать жене где зимуют радиоактивные раки. Дал право руля и поехал в распадок. При слове "бутугычаг" жена оживилась и приготовилась к видам. Бутугычаг – это заброшенный поселок, вокруг которого находились несколько лагерей. Говорят там даже Королев некоторое время отсиживал. Места там радиоактивные, в некоторых участках фонит 1000 микрорентген. Говорят что там добывали урановую руду, но говорят также, что там добывали обычное олово и золото, радиоактивный фон от избытка радия в шурфах, а легенды про урановый рудник выдумали правозащитники и охочие до небылиц журналисты. Останки лагеря очень интересны, да и масштаб поражает – все видимые сопки изрыты шурфами, тропами и траншеями. Строения из булыжника на цементе.
Неожиданно на дороге показался стоящий белый бигхорн, рядом с которым бродил бородатый водитель. Разговорились. Водитель сказал, что убирает с дороги гвозди. Ехать дальше он не советовал ввиду отсутствия проходимой дороги. Но я уже ездил по этому пути, и был тверд в своем намерении. Напоследок водитель представился, и оказался батюшкой в Усть-омчугской церкви. Пожелал нам Божьей помощи, как позже оказалось - не зря. Дорога на Бутугычаг умерла. Теперь там не столько дорога, сколько ползание по целине в объезд дороги. Посколько дорогу давно облюбовала местная речушка, на дороге образовались пороги недоступные даже для уралов. Поэтому уралы объезжают дорогу, петляя напролом прямо по лесу. По их следу ехал и я, каждый переполз в лес требовал исследования. Увлекшись преодолением совершенно безумных тропинок я совсем забыл про оценку происходящего женой. Когда вдали показались изрытые горы Бутугычага и мы приблизились к фабрике, я со словами "ты посмотри, таки продрались" посмотрел на жену. Жена держалась двумя руками за поручень, а на ее лице было выражение, которое любой женатый мужик легко определит как последнюю стадию перед плачем. Поскольку перспектив выехать на дорогу уже не рисовалось, я решил пожалеть супругу и развернулся, сфотографировав вожделенную недостигнутую цель (эти рытвины на горах и есть дело рук заключенных):


В целом же дорога являла собой вот это:


Как видно, слева на дороге метровая ступенька из провалившихся гатей Сталинских времен, а справа путь по целине. Вот так там везде, и это не самый страшный участок. Именно там мне веткой прогнуло решетку шноркеля а чуть позже сорвало задний рейлинг.
Тем временем трасса радовала решительно всем. Трафика просто не было, я только обгонял отдрачивающие по обочинам уазики. Иногда останавливался, чтобы порадоваться такой вот дороге:


Приехали в Омчак. Перед ним наугад съехали с трассы, и проехав с полкилометра оказались на красивом речном берегу, где расположили стол, стулья, мангал, и начали готовить шашлык под хмурые взгляды стоящего неподалеку дальнобойщика. Погода была райская, гнус не беспокоил вообще, речка журчала умиротворительно. Шашлык получился божественный. В наиболее томный момент обстановка на оживилась: сначала приехал лихой дядько на газике, вынул ружье и удочку, и ушлепал по реке в заросли. Затем появилась гламурная белая пузотерка с молодой парочкой внутри, видать приехали романтически бдеть, но увидев на пятаке такое столпотворение, развернулись и поехали искать места поэротичнее.
Отужинав въехали в Омчак. Тут начались проблемы.
Первый сюрприз был на заправке. Там никого не было кроме тетки за решетчатым окошком. Посидев минутку для приличия, и заподозрив, что boy тут не предусмотрен, я вышел, и с опаской поглядывая на жуткого вида бензоколонки, вступил в переговоры с теткой, объявив ей свое намерение заправиться наливом. Тетка сказала, что наливом тут могут только водку лить, причем не в бак, а если я желаю заправиться, я должен сказать ей "скока вешать в граммах", отдать деньги и быть счастливым. Мои робкие просьбы войти в положение не принесли успеха. В итоге, заказав 30 литров, я отдал ей деньги, и с чувством полного бессилия подошел к страшному агрегату. Тетка, распознав во мне ботана, спросила умею ли я пользоваться доильным аппаратом. Я не стал изображать доку, и честно сказал что умеют только отдавать деньги и просить чек. Тетка покачала головой, явно презирая городских недоумков в моем лице, и сказала, что нужно сначала вставить хреновину в дырку, затем дернуть вооон ту рычажовину вниз, после чего нажимать пальцами до окончания истечения соляры. Заливши 30 литров я завел машину, посмотрел на датчик уровня топлива, и заказал еще 10, а затем еще 5. Вроде все влезло. После этого я поехал на поиски мотеля. Мотеля оказалась аж на Руднике им. Матросова, и явила собой двухэтажный барак драночного типа. Поскольку попытка общения с местными не заладилась, и я явно был дипломатически не в форме, я отправил жену на переговоры. Жена некоторое время пропадала в чреве постоялого двора, затем появилась в сопровождении девушки-хозяйки мотеля, и обрадовала меня отсутствием мест в этом хилтоне. На вопрос а что нам делать, было рекомендовано пробовать поселиться в общежитии, которая находится в паре сотен метров. Подъехали к общежитию, и я пошел договариваться сам. Однако меня и там быстро обрадовали, что "местов нет, а кто мы вобще такие?". Поразило то, что все постояльцы общаги разувались на крыльце, оставляли обувь в тамбуре, и передвигались по коридорам в тапочках. Поскольку Омчак явно не желал демонстрировать грани своего гостеприимства, я принял решение ехать дальше, с целью избрать подходящее место для ночлега.
Проехали реку "Кулу". Живописно, фотография не передает:


Проехамши еще некоторое время, мы расположились на ночлег на ручье "Межевой". Развели костер, сделали чай, приготовили машину к ночевке. Но оказалось, что спать ночью в августе в машине без спального мешка - дело непростое. То и дело приходилось просыпаться, чтобы прогреть машину. Кое как продремав урывками до восхода солнца, мы разожгли костер и начали готовить завтрак. Термометр показывал +2 по цельсию.
Поскольку до перевала "гаврюшка" было рукой подать, вкатились мы на него с первыми лучами. Перевал красивый и очень спокойный. Вот откуда мы поднимались:


и вот куда поехали:


По дороге к перевалу "Лошхалах" любовались просыпающейся природой.




Градусник показывал за бортом -6. Не верилось. Однако придорожные лужи были покрыты коркой льда, что убедило в правдивости показаний термометра.
Доехали до Лошхалаха. Вот как выглядит подъем:


Очевидна причина плохой репутации этого участка тенькинской трассы. Разъехаться на таком перевале могут только легковушки. Поэтому ездить тут весело и интересно только в гордом одиночестве. Ну и немножко не по себе от высоты. Лошхалах второй в области по высоте перевал, выше только Капрановский по Омсукчанской трассе. Но прижимы на Лошхалахе весьма бодрительные... Зимой тут ездить можно только с бронепамперсом...


А вот такое предостережение находится на вершине Лошхалаха. Как бы говорит "не гони, на пень наскочишь".


Сопки там совершенно изумительных расцветок. Очень контрастно:


Вершина Лошхалаха очень интересна. Обнаружив подобие дороги в стороне, мы бодро попрыгали в поисках приключений. Выехали на высоту, на которой стоит геодезический столб, охраняемый, если верить надписи, государством:



Если посмотреть на верхний снимок, то на правой стороне кадра видна опушка. Я разглядел там нечто и, вооружившись биноклем, увидел на вершине сопки крест. После недолгих раздумий было решено сходить туда в поисках интересностей. Проехав еще метров триста, мы оставили машину и залезли на опушку. Там действительно крест и рядом просто палка:


Такие вот крестики в изобилии стоят на опушках, окружающих вершину перевала. Я насчитал четыре. И к ним ведут такие неслабые тропинки. Что бы это значило?
Вид с этой опушки, однако, роскошный:




После перевалов и непродолжительной езды по остатку тенькинской трассы, мы выехали на основную трассу, по которой и идет достаточно интенсивное движение, в том числе грузовых машин. Ну что сказать. Все очей очарование было самым суровым образом пресечено. Началась удобная, широкая, но пыльная и крайне некрасивая трасса. Так и доехали до Сусумана. Все что я могу сказать о Сусумане содержится в этом кадре:


Я решил заправиться, но жена посоветовала дотерпеть до Ягодного, мол, авось там ввиду близости к городу соляра будет дешевле, чем 36 рублей за литр. Посетили Сусуманский сбербанк, сняли денег. Безуспешно пытались пообедать в Сусуманских кафешках (везде закрыто), купили картошки, укропа и прочей зелени, и поехали искать "водопад недоезжая Сусумана" для пикника. Ехали, ехали, никакого намека на водопад. В одной месте увидел живого человека, подъехал, спросил. Тот оказался неместным. Поехали дальше. Остановили камазиста. Тот сказал, что водопад на нашем пути чуть дальше. Для подстраховки я подъехал к КП какого-то автохозяйства, где суровый молодец с рацией ответствовал, что водопад находится на их территории, въезд охраняется, а мыктотакие? Я сказал, что мы путешественники, ищем места, где можно романтически перекусить. Парень начал бубнеть в рацию, мол тут люди ищут приключений на водопаде, можно их туда пустить? Рация прохрипела в ответ, что не пущать, поскольку въезд перекопан. Я пожал плечами и поехал дальше. Проехали мимо слетевшего с дороги, разграбленного микроавтобуса, и так вот грустя и негодуя на отсутствие по пути живописных водопадов доехали до Бурхалинского перевала, где забрались на точку ЛЭП и немножко посидели, поплевывая на мир с высоты птичьего полета. Пользуясь случаем я долил в мотор масла. Бурхалинский перевал одно из немногих красивых мест по основной трассе:


Так вот и добрались до Ягодного. Поселок понравился сразу. В дальнейшем симпатия только усиливалась. Попадающиеся по пути красивые девушки в миниюбках активно способствовали подъему настроения, шея крутилась на 180 градусов и перестала болеть. Обратившись к прохожему я узнал от него, что в Ягодном две заправки. Одна на въезде со стороны Магадана, вторая по дороге на Сенокосный. На мой вопрос "одинаковы ли на них цены" прохожий загадочно улыбнулся, и сказал что я не буду разочарован. Поскольку наш путь пролегал на Мылгу, я решил заправиться по второму варианту, и направился туда. Оказалось что на дизтопливной колонке неисправен пистолет. Пришлось ехать на въезд и заправляться там. Цена повергла меня в шок. Никак я не ожидал, что соляра в Ягодном стоит 40 рублей за литр. Выбора не было, поэтому я заправился и поехал на Мылгу. Ехать было решено по старой неиспользуемой ныне дороге Хатыннах-Мылга. Примерное направление указал Tpavel, прочертив ручкой по карте линию от п. Восток до Мылги. Преодолев первый перевал после Востока мы съехали с дороги к речке, где пообедали таким вот образом:


К слову, замаринованная в чесноке и перце курица, приготовленная на мангале в решетке, лакомство необычайное. Стоит дешево, готовится быстро. В решетке же была испечена картошка. Потратив часа два на отдых и отмыв, наконец, капот двинули дальше. По пути осведомились у местных рыболовов где именно находится поворот на Хатыннах, свернули перед Востоком влево, спустились по перевалу, после чего рванули по дороге. Поскольку никаких намеков на Хатыннах по дороге не было, мы благополучно его проскочили, я опомнился только на вершине перевала Штурмовой". На дороге, естественно, никаких указателей нет, не указан ни памятник Серпантинке, ни повороты, ни направление. Как назло именно этот участок пути отсутствовал в моем GPS-навигаторе (почему то Илья не привязал эту карту). Итак, на перевале Штурмовой я выехал на опушку, достал ноутбук и по топографической карте быстро определился с истинной дорогой. Вот, кстати, вид с перевала (внизу прииск Штурмовой):


Рванул обратно. Свернул с дороги налево и приехал к Хатыннаху, въезд в который охраняли, как водится, бдительные молодцы. Я вступил в переговоры с вахтерами, которые мне сказали, что вообще они сами не местные, но точно знают, что через Хатыннах на Мылгу попасть невозможно, если нет вездехода или вертолета. Я усомнился в этом, заявив, что желаю попробовать и жажду чтобы меня пропустили. Те, в свою очередь, скептически хмыкали и многозначительно ссылались на неких местных, которые совершенно однозначно не рекомендуют туда ехать. Советовали ехать на Штурмовой, и оттуда ехать на Мылгу, мол там дорога идеальная. Именно в этот момент показался местный на микрогрузовике. Местному был задан вопрос, на что местный замахал руками и сказал что дорога непроходима, что недавно туда совался Урал, который не смог проехать, и вынужден был вернуться. На вопрос а можно ли проехать туда со Штурмового местный сказал что нельзя, там вообще нет дороги. Возникла пикантная пауза. Увидев, что в головах трех опрошенных аборигенов нет единства мнений, я попросил, чтобы нас все же пропустили рискнуть. Вахтеры потребовали документы. Я показал свое служебное удостоверение, чем вызвал у одного из вахтеров приступ братских чувств, и мы покатили, узнав предварительно у местного, что на пути будет поворот налево, который нужно не пропустить. Ехали по плохенькой бугристой грунтовке, и я тоскливо смотрел на GPS-навигатор, демонстрирующий мне карту евразии и стрелку в районе магаданской области. Видать от осознания своего положения (по этой дороге помощи не будет, пешком идти очень далеко) во мне обострилась интуиция, и я как впоследствии оказалось, повернул налево в нужном месте. Правда, когда я поворачивал, я не знал правильно ли я еду, и решил ехать до первого тупика, после чего с позором вернуться на Хатыннах. Спустя некоторое время показался участок, распугивающий Уралы. Там оказалось метров 200 по руслу реки. Жена побледнела. По этому участу я прополз без приключений, и выехал на лесную дорожку вот такого вида:


Начали попадаться в кустах и зарослях трассовские знаки, что убедило меня в правильности направления:


Дорога была очень живописная и где то даже романтичная. Иногда деревья смыкались над дорогой и приходилось руками их отодвигать от шноркеля:


Тем не менее, я не мог расслабиться и ликовать, поскольку все ожидал что наконец появится то место, по которому нельзя проехать даже на урале. Так напрягаясь и выехал на Мылгу, где открылись совершенно материковские виды. Не ожидал что в Магаданской области можно увидеть натуральные березовые рощи. Рощи не заснял, только на этот вид хватило времени:


Доехал до Мылги, поселок оказался брошен, там живут несколько фермеров, судя по их усадьбам, процветающие. Поселок сам по себе классический колымский Чернобыль:


В лучах заката смотрелось все достаточно интересно:


Узнав у местных фермеров направление на Ягодное, я приготовился к прыжку, но тут у линкора отвалились крепления глушителя. Пришлось сделать остановку и подвязать глушитель и выхлопную трубу вязальной проволокой. Далее был весьма утомительный перегон до Ягодного, в Ягодное мы въехали уже ночью. Переночевали у знакомых, и на следующий день нашли сварщика и приварили как следует все крепления глушителя. После ремонта провели небольшое совещание, на котором решили не ехать по дебинским прижимам ввиду дефицита времени (в Магадан нужно было вернуться в этот день, никак не позже). Дебинские прижимы решили оставить на потом, а сами двинули в Синегорье:


Ехали и никак не могли понять как среди этих гор разместилась Колымская ГЭС. А вот и она, кстати:


История Колымской ГЭС тут: http://www.kolyma.ru/magadan/history/energo_kolymags.shtml

Заехали на дамбу. Дамба высотой около 130 метров, и каждый год колымское водохранилище на миллиметр сдвигает ее вниз по течению Колымы. Гигантский транформатор в свое время был привезен в Синегорье оригинальным способом: буксировали несколькими стратегами, только днем со скоростью 5 км.ч. Главный инженер прошел пешком всю трассу рядом с платформой.


Ехать по дамбе жутковато, поскольку в воздухе витает мощь от борьбы воды и скал:


Масштабы сооружения впечатляют. Никогда не приходилось видеть ничего подобного:


Трамплин для сброса воды. Давление воды при сбросе колоссальное - все, что попадет в поток, разрывается водой на молекулы. Когда то через эти сбросы прошел мотобот (его оторвало от швартовов, поднесло к водосбросу) - не нашли никаких фрагментов, вообще ничего не нашли.


Насмотревшись на это величие поехали обратно, посетили обелиск Олегу Когодовскому и сфотографировали ручей "Дьявол" с идеальной на вкус, чистейшей водой:


На участке от проходной до моста через Колыму в былые времена водители белазов устраивали драг-битвы. Были жертвы, в частности один белаз в гонке закусил бровку и улетел в обрыв. Водитель погиб. Сам по себе мост уникален методом своей постройки. Не стали ждать специальных кранов, просто пересыпали русло Колымы и собрали сооружение на насыпи, затем насыпь убрали. С этого моста в 90 годы бандюки сбрасывали людей, у моста стоит памятник.


На пути из Синегорья увидели указатель аэропорта, и заехали. Здание аэропорта:


На рулежке:


Теперь можно взлетать


Конечно, не удержался и придавил тапку по полосе. Ощущения вполне самолетные от стыков бетонных плит.
Выехали к Дебину, переехали Колыму-матушку:


Дальше начался достаточно нудный путь в Магадан

Решил сфотографировать пылевую завесу в разных стадиях, дождался встречного камаза, взял фотоаппарат, сфотографировал:


А когда камаз проехал, фотоаппарат в пыли снимать отказался - автофокус в пыльном облаке ничего не видел и не мог сработать, в итоге показать не вышло. Но прошу поверить на слово, за камазом некоторое время не видно вообще нихрена.

Остановились в Оротукане, съели шницель в местном придорожном кафе, и тут нас обогнало три камаза. Я расстроился, и начал их догонять. Два обогнал легко, а вот третий, наливник, пер с дикой скоростью и поднимал такую тучу пыли, что можно было ехать только в полукилометре от него. Безветренная погода усугубляла ситуацию. Я разозлился, поскольку мог ехать либо очень медленно и подставляться под обгоны других камазов, либо глотать пыль на километровом удалении. Начал подкрадываться к бешеному наливнику. Около получаса ехал за ним в облаке пыли, и наконец смог его обогнать, еле разминувшись с втречной нивой. Больше по пути "пылевиков" не попадалось.

Проехал место гибели иркутских путешественников, где Дюйм сделал памятник:


По традиции поездил по горам на вершине перевала Дедушкина лысина:


Ну и в дальшейшем было только два более менее интересных вида:


и


В остальном дорога на этом отрезке не понравилась - местами она не позволяет ехать быстрее 20 км.ч.
Свернули на оз. Гранд где перекусили недалеко от перекрестка, ввиду наступления ночи решили вернуться на Гранд в эти выходные, а сейчас ехать домой.

Конец отчОта.

Ну и теперь послесловие.
После мытарств с гостиницами и выбором пути нарисовалась такая схема идельного путешествия по петле.
День первый: Магадан, Бутугычаг, Омчак. За несколько дней лучше позвонить в гостиницу и забронировать комнату. Если мест нет, и знакомых, согласных приютить тоже нет, то ночевать в машине у ручья на участке от р. Кулу до перевала Гаврюшка". Желально брать спальные мешки.

День второй: бивак, перевалы, Сусуман, Ягодное. Ночевка в Ягодном.

День третий: путь по участку Восток-Мылга, с Мылги поворот на дебинские прижимы, выезд на Дебин и в Синегорье. В Синегорье можно интересно провести остаток дня и переночевать, благо гостиница там огромная.

День четвертый: Синегорье, аэропорт, заезд на эликчанские озера, после чего можно возвращаться домой.

В три дня полноценно путешествовать не получится.

В дорогу обязательно брать столитровые мешки для мусора и весь багаж возить в них, меняя мешки по мере появления в них дыр. Ну и четыре бутылки водки не помешают в качестве гонораров при возможных осложнениях.
Если с собой будет мангал и решетка, а также мешок угля, то отдых будет вспоминаться всю жизнь как исключительно позитивный и романтичный

По топливу. Я заправлялся в Магадане (68 л.), в Омчаке (45 л. по 38 рублей), в Ягодном (47 л. по 40 рублей) и в Оротукане (30 л. по 40 рублей). С заправками для дизеля проблем нет. Часто на заправах висят объявления что какого-то АИ нет. Вобщем дизель с голодухи не умрет.
Само собой разумеется, обязательно наличие большой металлической, герметичной (!) канистры с аварийным запасом топлива.
Ну и главное. Лучше не соваться в такую дорогу на плохой резине. Иначе ремонтировать колеса придется часто. Я ехал на новой MUD резине и не прокололся ни разу, но состояние протектора между грунтозацепами плачевное…

Спасибо моей любимой супруге за терпение, доброту, проявленные творческие и штурманские качества, а главное – за доверие ко мне даже тогда, когда я ехал там, где не следовало ехать разумному человеку :)

 

Быстрый переход

Статистика

Счетчики

статистика

Rambler's Top100 4x4info - Мир полного привода