Алтай light 2012. Зона покоя Укок.

1 июля. День третий. Новосибирск - берег реки перед Нефтебазой.

Утром поехали на точку встречи, которая находилась как раз в начале Чуйского тракта. Подъезжаем. Стоит новенький темно-зеленый УАЗ Патриот при грязевой резине и расширителях арок. Солидный такой. Из штурманской двери выскакивает парень и тащит к двери водителя.... костыли. :).

Мысль первая, она же единственная - форс-мажор, и мы все-таки едем одни :(. Ничуть не бывало, все по плану, только нас не предупредили. Наверное чтоб на реакцию посмотреть.

Познакомились, обклеили Н-ский Патриот наклейками экспедиции, уточнили ближайший маршрут и место первой остановки - и в путь.

Поехали. Первая остановка - Тайменька (или что-то подобное, по рации не расслышала) - там, по слухам, пекут вкусные пирожки. Впереди - Н-ский Патриот, как знающий дорожную обстановку и засады. Доехали до пирожков, попробовали - слухи оказались сильно преувеличенными. Теста много, и пекли их (пирожки, а не слухи) не 5 минут назад. Перед остановкой обнаружили, что у нас не горит одна из фар. Поменяли лампочку. Двинулись дальше.

Дорога после Новосибирска - это вам не Курганская область!! Но и не Швейцария, конечно, но ехать можно. Едем, периодически останавливаясь - размяться и пофотографировать.  Дорожная революция достала нас и здесь - вовсю идет ремонт дороги...

В обед доехали до села Сростки - родины Шукшина. Поскольку среди нас поклонников его творчества не оказалось, в музей и по другим памятным местам не пошли. Зато на рынке купили сметану (очень вкусную) и беляш (не знаю, не пробовала - его съел Лешка). Вокруг бродили толпы туристов. В ларьках продавали мед, всякую еду и сувениры. Был там оберег от гаишников - но не купила, как-то неудобно приравнивать сотрудников автоинспекции к нечистой силе... Некорректно. Или вдруг сработает с обратным эффектом? :)

Часа через 3 остановились около стелы "Алтай", проехав поселок с интересным названием - Долина Свободы. Рядом Катунь. Спустились к воде, побродили по пляжу. Поехали дальше.

На 434 км Чуйского тракта начинается село Майма. Название села - от когда-то живших здесь племен майманов. В центре Маймы - большой базар, магазины, банкоматы. В общем, цивилизация. А народу - как у нас на Тургояке в июле. Начинаем жалеть, что вообще сюда поехали.

Проехали Майму, не останавливаясь. Далее - известный по песне Пьехи Манжерок. Машин становится еще больше,  обочины сплошь забиты транспортом. Дорога идет вдоль Катуни, между дорогой и рекой - а там всего метров 50, стоят палатки. Где дорога отходит от реки подальше - там турбазы. Проезжаем, останавливаться нет никакого желания. Не затем мы сюда ехали, чтоб в толпе шарахаться... Проскакиваем Манжерокские пороги, хотя сначала хотели тут постоять. Известковый, Усть-Муны, Барангол, Усть-Сема... Здесь туристов уже меньше, движение слабее. Но дорога, на удивление, продолжает оставаться хорошей.

Погода меняется здесь просто мгновенно - только что светило солнце, и вот уже тучи во все небо...

После села Барлак останавливаемся около Шаманского камня. Фотографируем его. И тут поднимается сильный ветер, появляются тучи, начинает капать дождь.... Таак... Похоже, местные духи недовольны.

Еще пара остановок, и после села Топучая (куда ударение в названии и от чего оно произошло, так и не выяснили) мы начинаем подъем на Семинский перевал. Машина Н-ска отстает, останавливаемся и ждем.

Постояв минут 15, едем дальше. Оказывается, мы остановились передохнуть, не доехав до вершины перевала буквально метров 500.

На самой высокой точке Семинского перевала останавливаемся. Здесь есть гостиница, турбазы (одна или две), ларьки с сувенирами и едой. Бегло посмотрев на сувениры, спускаемся с перевала. Перевал высотой 1659 м, особых проблем проезд не вызывает - затяжной подъем и длинный спуск, без серпантинов и крутых обрывов.

Темнеет. Начинает накрапывать дождь. Вперед  поворот на Нефтебазу - собственно, план дня выполнен и можно искать стоянку.

Начитавшись отчетов и советов доброжелателей, ищем турбазу. Таковой не находится, плюем на все и встаем на берегу речки Туекта, слегка вернувшись назад и съехав по идущей к речке грунтовке - сначала крутой спуск, потом еще метров 200 вдоль речки.  Напротив через дорогу просматривается ферма. Но решаем уже никуда не ехать, а местных, если им что-либо не понравится, послать подальше. Дождь усиливается, начинается гроза и сильный ветер. Сидим по машинам и ждем, пока стихия немного утихомирится. Наконец дождь стихает.

Быстро ставим шатер, вытаскиваем столик, стулья и запасы еды. Н-ский экипаж ставит палатку. Мы решили обойтись разложенными сиденьями. Варим суп из продуктов, которые приехали из Челябинска - от них пора избавляться, а то испортятся. К супу добавляется шашлык, пожаренный Стасом - наедаемся от души. Опять начинает идти дождь. От этого в шатре только становится уютнее. За разговорами засиживаемся часов до 12.

Пора спать. Размещаемся в кабине, достав спальники. Лешка загораживает стекла со своей стороны теплоотражающим ковриком. В темноте видны вспышки молний, гремит гром, шумит ветер. Последнее, что запомнилось мне в этот день - ценное замечание Лешки "в грозу нельзя останавливаться у реки и под высокими деревьями". Ага, как раз с одной стороны - река, с другой - высоченная сосна.... В тему и вовремя, ничего не скажешь. С тем и засыпаю.

2 июля. Нефтебаза - Акташ - озеро Тархатинское

Утро. Завтракаем вчерашним супом, шашлыком, еще что попалось под руку, запиваем все это чаем, собираем лагерь и полдесятого стартуем по направлению к Акташу. Наша задача на сегодня - получить разрешение на въезд в погранзону.

Примерно через час у села Хабаровка начинаем подъем на Чике-Таман. Дорога вьется вдоль скалы, впереди-слева на горе строят дорогу... Хм, это не строят, это как раз подъем на перевал и есть - километров 6 серпантина с крутыми поворотами, обрывами и нависающими скалами. Фотоаппарат работает в режиме пулемета - там разберем, где удачный кадр, а где не очень...

Высота перевала - 1460 м, на вершине - смотровая площадка. Сувенирные ларьки (куда без них)), мед, еда - и туристы с фотоаппаратами и видеокамерами. Правда, меньше, чем в Майме и на Манжероке. Покупаем акациевый мед, верблюжьи носки и магнитик с картой Алтайского края. Потом еще какое-то время стоим  - мы смотрим на горы, движки остывают.  Ну, поехали! 7 км спуска, примерно такого же, как подъем - и Чике-Таман остается позади.

Останавливаемся в излучине Катуни - здесь река делает крутой поворот, видно песчаные отмели, островки.

Далее - остановка около скалы Ак-Бом (Белый Бом). Бомами здесь называют нависающие над дорогой скалы.

Ближе к обеду останавливаемся около водопада Ширлак. Встречаем земляков - две машины из Еманжелинска. Они едут с Телецкого озера. Поднимаемся к водопаду. Лезть приходится довольно высоко, (метров 50 в высоту), по тропинке идти неохота - всюду на березах шелкопряд, который норовит свалиться на голову или за шиворот. Лезу по руслу ручья - или речки, видимо она и образует водопад, но течет сейчас под камнями, и по руслу идти вполне удобно. Спускаться, правда, сложнее - но не намного.

Полвторого приехали в Акташ, нашли погрануправление, но избушка на клюшке - обед до трех. На крыльцо вышел пограничник, и мы к нему пристали - что здесь можно посмотреть? Он подумал, потом уточнил - поесть или посмотреть? От еды мы отказались, и были посланы в сторону Улагана, смотреть на Красные ворота и Мертвое озеро (9 км и 2 км).

Поехали. Красные ворота - скалы по сторонам дороги (вернее дорога в них пробита) из киновари (минерал ярко-красного цвета, из которого добывают ртуть). Вдоль дороги течет речка Чибитка с чистейшей водой. В воротах толпились туристы, и мы рванули на Мертвое озеро. Проехав еще два км, увидели вполне симпатичное озеро в обрамлении скал и леса. На одной из сосен около стоянки было объявление с приглашением на рыбалку. Кто сказал, что озеро названо так, потому что в нем не водится рыба и по берегам только сухие лиственницы?  Зловещее, зловещее... На обратном пути постояли в Красных воротах. Дорога - грейдер, крутой обрыв к Чибитке с одной стороны, скалы - с другой. Брр...

К трем мы вернулись в Акташ и за 5 минут получили пропуска. Правда, заказывали мы их недели за три. На сегодня план выполнен - но еще рано. и решено было ехать в сторону Кош-Агача. А там - как дорога будет.

До Кош-Агача - отличная асфальтовая дорога, идет она сначала по Курайской, а потом по Чуйской степи. Эти степи разные и каждая красива по-своему. Чуйская более сухая, каменистая, напоминает полупустыню. Но по речным долинам - зеленая трава и деревья. В степях дуют очень сильные ветры. Открываешь дверь машины - и кажется, что сейчас ее оторвет... На горизонте видно белки Северо-Чуйского хребта.

Курайская степь

Река Чаган-Узун. К сожалению, не сфотографировала устье этой реки. Красная вода Чаган-Узуна вливается в Чую и некоторое время не смешивается. Получается продольно-полосатая река. К когда ехали обратно, вода в Чаган-Узуне уже была обычного цвета. Мораль - не откладывай на обратную дорогу то, что заинтересовало тебя сейчас...

Кош-Агач - последний оплот цивилизации на пути к Укоку.  Нормальный бензин - точно дальше не найдешь, поэтому заливаем баки под горлышко и две канистры по 20 л. на заправке Rасул, с зеленой полосой на крыше. Эти заправки есть на въезде и выезде из Кош-Агача.

В 16.57 мы выехали из Кош-Агача по направлению к Укоку. Асфальт быстро сменился грейдером, сначала вполне приличным. Дорога была ровной и широкой. Мимо нас прошла солидная темная туча. Хорошо, что стороной, нас только слегка задело.

 

Ехали-ехали и часа через полтора, после мегалитов слева (не остановились, уже вечерело) показалась погранзастава - полосатый шлагбаум перегораживал дорогу, рядом стоял зеленый вагончик, за забором виднелись какие-то более фундаментальные строения. Перед нами стояла местная буханка, потом подъехало еще несколько машин - похоже, тоже местные. Пограничник собрал у всех документы и удалился в вагончик. Минут через 20 он наконец вышел , раздал документы и поднял шлагбаум. Путь был свободен.

Дорога становилась хуже, уже, круче, стала однополосной, и наконец превратилась в горно-пыльно-грейдерный вариант серпантина. Мы пропустили вперед две УАЗ-буханки, пропылившие мимо нас и удалившиеся в пыльном шлейфе. Что ж, каждый самоутверждается как может. Хотя минут через 20 мы их почти догнали - по такой дороге и буханка долго не выдержит, вернее водитель :).

Дорога шла вдоль речки. Ядовитая зелень вдоль русла навевала мысль о болотах, с реки ощутимо тянуло холодом. В долине справа показалось что-то белое. Тааак... приехали. Среди зеленой травы и при явно плюсовой температуре перед нами лежал снег, и не какие-нибудь жалкие остатки, а отличные белоснежные сугробы. Начали закрадываться нехорошие подозрения, что на Укоке июль - не лето, то ли еще, то ли уже...

20.00 - доехали до Тархатинского озера. На берегу стояло какое-то чудо архитектуры - многоугольный деревянный дом. Через некоторое время появился хозяин этого сооружения. Зовут его Учур. Договорились о стоянке и ночлеге, поставили машины и начали устраиваться.

Мы еще только входили в дверь, а хозяин уже расставлял на столе чайные кружки. Я быстро сбегала в машину за шоколадкой и козинаками, чай был выпит и дружественные отношения установлены. :) Правда, запомнить имя нашего хозяина удалось не сразу. Я, например, умудрилась обозвать его Учаром (как водопад).

Осмотрев предложенное нам жилье, решили расположиться в самой большой комнате на своих надувных матрасах. Света в доме не было. У Учура есть ветряк, солнечная батарея, два генератора... но ветряк крутился просто так, с солнечной батареей что-то тоже было не в порядке, у генераторов не было бензина или тоже были сломаны. Достали свой генератор, Лешка прикрутил евровилку к проводу, идущему в дом, завел генератор  - и стало светло. И вовремя, потому что окончательно стемнело.  Включили телик и поставили на зарядку аппаратуру. Хозяин обрадовался, что можно будет посмотреть футбол.

Приготовили ужин, пригласили Учура, и посиделки за столом завершились уже далеко за полночь.Расспрашивать Учура было интересно - это был первый дружественно настроенный алтаец, встреченный нами. Вопросы были самые разные - от простых о жизни зимой до сложных богословских...

Учур сыграл с Юлькой в нарды и бесславно продулся - 5 проигрышей из 5. Знай наших! Естественно, про футбол все забыли.

3 июля. Озеро Тархатинское

Наутро наши рыбаки отправились на озеро. Результат не порадовал - три мелких хариуса на радость коту. Вечером собрались ловить снова, Учур обещал показать, как ловят здесь. Но рыбаки не унывают - рыба есть!

Весь вчерашний вечер и сегодня с утра дует сильный холодный ветер. Утром на траве - иней. В зимней куртке совсем не жарко ( у кого она есть). Слова "вечная мерзлота" оказываются весьма неприятным явлением.  Н-ский экипаж на Укок уже не собирается, а одни мы не поедем. Да в общем уже и не хочется. На Джазатор тоже не едем - там мало воды, и рыба ушла. Бродим по окрестностям, фотографируя все подряд - горы, скалы, тучи, цветы, сусликов, сурков, беркута, яков на склонах гор. Цветов здесь много, растут даже эдельвейсы. Солнце не греет, холодно. Красиво вокруг, но жить тут не хотелось бы.

Тархатинские суслики

Цветы долины Тархаты

Вечером рыбаков ждала удача - наловили рыбы на уху.

Продолжение

Комментарии  

 
0 #2 ДоК 06.08.2012
Будете на Колывани (предверье горного Алтая) - обязательно не поленитесь сделать отчет) Этот был познавательно - красочным и очень живописующим, спасибо!
Цитировать
 
 
0 #1 Наталья 04.08.2012
здорово. красота! Понятно, почему Рерих это рисовал. Хорошо. что можно посмотреть это, после того как отважные прошли этот путь!
Цитировать
 
You are here:   Главная Дороги УАЗа Экспедиции Алтай light 2012. Зона покоя Укок.

Быстрый переход

Статистика

Счетчики

статистика

Rambler's Top100