Около Туекты повернули на Усть-Кан. Очередная цель - Усть-Канская и Денисова пещеры. На въезде в Усть-Канский район надпись "Добро пожаловать!" несколько контрастировала со следами дроби на плакате...
Часть дороги - асфальт (средней паршивости, местами приличный, но мест этих мало), после Кара-Кобы - грейдер, опять же местами приличный, а местами до того разбит, что скорость падала до 30 километров в час, и так километров 60, в районе Ябоганского перевала дорога неожиданно превратилась почти в автобан - недавно уложенный асфальт , и это счастье продолжалось еще порядка 10 километров после перевала. Перевал - ничего особенно страшного, летом-то оно и понятно. Зимой, я думаю, там ездить неприятно. На крутых поворотах и подъемах стоят ящики с песком - ну не зря же они там стоят...
Перед перевалом около дороги стоит щит с надписью "Внимание! Вы находитесь в пограничной зоне!". Мы слегка обалдели - по нашим понятиям, погранзона начиналась значительно позже. Остановились. Подумали. Связи, как обычно, когда она нужна, нету. Леша предложил развернуться. Мы с УАЗиком были против. Вернее, я против, а УАЗик промолчал.
Поднялись на перевал. Появилась связь. Для успокоения особо законопослушных личностей я позвонила в погрануправление в Акташ (благо телефоны были записаны и лежали в папке с бланками заявлений). Дежурный развеселился и заверил меня, что мы ничего не нарушили и можем ехать по своему маршруту. К чему, спрашивается, тогда эти надписи развешивать?
Спустились с перевала, через некоторое время опять пошел грейдер, перед Усть-Каном перешедший в асфальт. Проехали Усть-Кан, повернули к Белой скале и пещере. Нашли турбазу. Долго пытались до кого-нибудь достучаться. Наконец, наши усилия увенчались успехом. Поселились в аиле с крышей из коры лиственницы. Экзотика. Слегка подпортило экзотику то, что под корой - обычный рубероид. Зато не протекает, и электричество есть. Где вы еще видали аил с электричеством?
На территории базы есть еще аил без вертикальных стенок - просто конус из жердей, крытый опять же корой лиственницы. Он называется кажаан-аил. А юрта с вертикальными стенками называется чадыр. Договорились с Сергеем Викторовичем (археолог, живущий на базе) об экскурсии в пещеру завтра с утра, часов в 10. Попробовала выйти в инет - через 5 минут поняла, что могу ждать загрузки страницы до второго пришествия марсиан, сказала много хороших слов про Билайн и выключила ноут. Притащили плитку, сварили лапшу, поужинали и легли спать.
А это местный житель :)
Утром позавтракали и пошли искать археолога. Оказалось, что этот неуловимый Джо уехал в город. Пришлось обойтись без экскурсовода. По мостику перешли Чарыш, прошлись вдоль Белой скалы, потом поднялись к пещере.
Наверх проложена деревянная лестница. Представляю, как хорошо по ней идти во время дождя (особенно вниз). Вход в пещеру закрыт решеткой. За решеткой довольно большой грот, два деревянных помоста на разных уровнях, натянутые веревочки, маркеры... Вверх идет вертикальный ход.
Полюбовавшись видом сверху (все-таки поднялись изрядно), начинаем спуск. Примерно на трети спуска нам навстречу попался парень с ключами от пещеры.
После пещеры зашли в музей. Экспозиция музея небольшая. Череп шерстистого носорога, нижняя челюсть и кусок бивня мамонта, череп и рога бизона. И много мелких окаменелостей. Еще у стенки стоит каменное изваяние, по-алтайски- "кизер-таш".
На скале были и петроглифы, оставленные современными питекантропами.
Разборки прямо на дороге...
Продолжили наш пещерный рейд. До Денисовой пещеры, находящейся около поселка Черный Ануй (в трех километрах), доехали по грейдеру, местами переходящему в грунтовку. Или это и была грунтовка. только каменная... Да еще и волнистая. Такой разновидности дороги мне еще не встречалось. Наверное, эту дорогу протоптали шерстистые носороги со товарищи...
Доехали до базы Академии наук "Денисова пещера". На самом деле пещера находится дальше в склоне горы, а сотрудники базы не слишком приветливы. "Что это я на вас время тратить буду?"...
По лужам доплюхали до пещеры. Опять разошелся дождь. Мне уже слегка обрыдло прыгать по лужам и я осталась в машине. Леша пошел в пещеру, взяв мою соньку. Все-таки светосила у нее побольше, чем у никона. Тепло в УАзике, сухо, уютно... И чай с шоколадкой есть. Что еще надо автотуристу для счастья :)
Пришел мокрый Леша, принес буклетик про пещеру. Перекусили и после обсуждения, что делать дальше, решили ехать обратно. Искать турбазу в этом мокром районе не хотелось. Дождь не утихал. По дороге текли ручьи, ямы грейдера маскировались лужами.
Трясти, как ни странно, стало меньше. Зато, как лужа чуть больше - так брызги метра на два вверх и в сторону. На Ябоганском перевале по дороге текла небольшая речка. По склонам ползли тучи - никак не могу привыкнуть, что облака тут ползают на уровне деревьев.
На асфальте скорость возросла, но Семинский перевал проходили уже вечером. часов в 8. За несколько километров до перевала попали в плотный туман (он же тучи). Видимость - метров 10.
Обогнали несколько велосипедистов, бодро крутящих педали на подъеме.
Впереди замигали огоньки аварийки... В этом тумане еще и какие-то ремонтные работы ведутся! Объехали трактор со знаком дорожных работ. Ни черта не видно, остановились на вершине. Ужинаем чебуреками и думаем, что делать дальше - где-то здесь есть база, на которой можно остановиться. А туман все плотнее и плотнее. Не видно уже даже рядом стоящих машин. При таких условиях и базу не найти, тем более что не знаем. где искать. Поехали. Через пару километров видимость улучшается, еще через десяток - о тумане можно и не вспоминать.
В Майме попытались устроиться на ночлег. Встретили три Ленд-Ровера из Алма-Аты, они ехали в Монголию и тоже искали, где остановиться на ночь. В Майме ничего не попалось подходящего, едем дальше. Вот еще какая-то база. Леша идет на разведку. "Воды нет, ничего нет"... ага, "растительности нет, населена роботами"... Уже хоть где-нибудь бы остановиться, озверели ... Видим поворот и объявление "Финские домики". Да хоть финские, хоть швейцарские - поехали, спать уже охота! Уря! Здесь есть горячая вода!!! Какое счастье! (Некоторые умудрились помыться аж три раза).
Фотографии сделаны на следующее утро.